Главная - Образование - Народный учитель Российской Федерации Юрий Иванович Латышев

ЮРИЙ ЛАТЫШЕВ: "Если через каждые три – четыре года менять учебники, то это будет крах образования"

29 октября 2014

Форум ОНФ «Качественное образование во имя страны» можно по праву назвать уникальным. На одной площадке одновременно удалось собрать более 500 педагогов, экспертов и представителей родительской общественности, чиновников и управленцев из образовательной сферы, доверенных лиц Президента со всей России.

Программа форума была очень насыщенной и интересной. Дискуссии разворачивались одновременно на нескольких площадках. А на второй день состоялась встреча с Президентом России Владимиром Путиным, где были озвучены предложения участников мероприятия и прозвучали ответы главы государства на вопросы.

Одним из тех, кто смог лично задать свой вопрос главе государства стал Народный учитель Российской Федерации Юрий Иванович Латышев. По приезду из Пензы в Ульяновск Юрий Иванович поделился своими впечатлениями о работе на Форуме.

ПЕДАГОГАМ МЕШАЮТ РАБОТАТЬ ВОЛОКИТА И БЮРОКРАТИЗМ          

- Юрий Иванович, чем вам запомнился этот Форум? Что понравилось и вызвало у вас интерес?

В этот раз на Форуме программа была сделана несколько необычно в отличие от предыдущих. Но канву все же сохранили: первый день был посвящен работе круглых столов, а на второй состоялась встреча с Президентом РФ Владимиром Путиным. Хотя и тут были внесены корректировки: на круглых столах мы работали фактически полтора дня. На второй день обсуждение проходило в формате объединения нескольких круглых столов, чтобы совместно разработать какие-то общие позиции. Такая работа привела к выработке основных направлений к повышению качества образования, пересмотру ряда статей закона «Об образовании». Я выступал и в первый и во второй день. Темы, которые я затрагивал, были связаны, в первую очередь, с самой организацией труда педагога. На дискуссионной площадке по дебюрократизации в образовании были документально представлены на конкретных образовательных учреждениях огромный документооборот. Об этом говорили и на круглых столах, и на встрече с Владимиром Путиным. А я обронил реплику на круглом столе такого порядка: мне кажется, мы начали выполнять установку Даллеса, который в своей инструкции по уничтожению СССР, а сегодня читай и России, сказал: «Волокиту и бюрократизм мы возведем в добродетель». 

- Есть ли понимание, что нужно делать дальше, чтобы не «утонуть» в бумагах и заполнении отчетов?

По этой теме были высказаны следующие предложения: необходимо на федеральном уровне официально узаконить, какие отчеты с образовательных учреждений и учителей можно требовать, кому отвечать на запросы, а кому не обязательно. Как только мы перестанем отвечать на ряд запросов, то исчезнут и обращения к нам. Нужно понимать, что школа не сможет объять необъятное. Недаром сегодня в педагогических коллективах ходит поговорка: «Скоро нам будут мешать ученики, чтобы чиновники могли отчитаться о своей работе».

ЭКСПЛУАТАЦИЯ ТРУДА ИЛИ ФОРМИРОВАНИЕ ПАТРИОТИЧНОЙ ЛИЧНОСТИ

- Говорили ли на Форуме о том, стоит ли детям мыть полы в классе и полоть грядке на школьном огороде? В Законе «Об образовании» ведь об этом тоже сказано.

Да. Это прописано в статье 34 п.4 «Закона об образовании» как-то невнятно, что стало пониматься, как только на основе учебного процесса, если это требует учебная программа. Тема участия школьников в общественно-полезном труде широко обсуждалась на Форуме. Ювенальная юстиция, которая сегодня идет под другим названием, фактически под ложными лозунгами и принципами западного гуманизма, пытается оградить ребенка от какого-либо участия в общественно-полезном труде, считая, что это – эксплуатация детского труда. Но разве это эксплуатация – убрать за собой класс, ты ведь здесь занимался, помочь в уборке снега, чтобы подвезти продукты в столовую во время обильного снегопада?

В Советское время дети мыли полы, убирали территорию, копали огороды, в садах ухаживали за  плодовыми деревьями, проводили работу по созданию спортивных площадок (раньше готовых не было, как сейчас – примечание). И ребята вырастали нравственно здоровыми людьми, потому что труд – это основа жизни и формирования достойной личности. Сейчас мы не можем реализовать предложение Президента России Владимира Путина по формированию российской идентичности, в критериях которой труд занимает особо значимое место. Труд – это основа и духовно-нравственного воспитания. Ребенок, который трудится сам, будет уважать человека труда, вырастет качественно новым человеком. В своей книге я сформулировал следующий тезис: «Россию всегда в лихолетье спасали ее граждане с одним только условием: они были физически и нравственно здоровыми». Нравственно здоровый человек и есть патриот нашей страны. Тем более, что мы уже от движения «За советскую школу» писали письмо в Министерство образования России по разъяснению этой статьи Закона. Но ответа, насколько я помню, пока получено не было.

- Не последнюю роль в формировании Российской идентичности играет и русский язык…

Конечно. И эту тему мы также затрагивали. Потому что только язык устойчиво сохраняет память народа. А что делается сейчас c русским языком? Все участники Форума подчеркнули безграмотность сегодняшней молодежи.

Кстати, во Франции есть комитет, который следит за чистотой родного языка, не разрешая в официальной документации употреблять иностранные слова, если есть аналог французского.

А у нас? Посмотрите сколько русских слов заменили иностранными. Причем тут «шоп» когда просто «магазин», почему «супермаркет» в доме в два окна,..

НАМ ТРЕБУЕТСЯ УСВОЕНИЕ

 - Вернемся к реформе образования. Регулярно появляется столько нового, что педагог не успевает их освоить, провести рефлексию, чтобы качественно обучать, а уже надо дать диагностику внедрения в учебный процесс и результативность.

Один из важных вопросов, который был связан с дебюрократизацией, касался необходимости возвращения к методической службе. Раз идет реформа, то кто-то должен конкретно помочь учителю освоить новые требования и программы. Аппараты министерства и управлений образования осуществляют контроль реализации реформы и функционирования образовательных организаций. Региональный институт повышения квалификации тоже далек от учителя,  потому что педагоги проходят переподготовку только раз в пять лет. Сейчас будут раз в три года. Кстати, здесь может возникнуть финансовая проблема. За счёт, каких средств, так часто будут проходить переподготовку учителя. В связи с этим была поднята тема о наставничестве и муниципальной методической службе.

- Да и нагрузка у педагогов постоянно растет, школах не хватает учителей. В силу производственной необходимости учителя ведут 1, 5 и даже 2 ставки учебных часов. Тут уж не до качества обучения. ведь недаром законодательно установлена ставка в 18 часов.                          

Вы правы. На встрече с Президентом России Владимиром Путиным обсуждался вопрос продолжительности рабочего дня учителя. Все слова спикера были подтверждены цифрами. Не считая советов, собраний и совещаний, рабочий день педагога длится 9,5 часов. Учебная нагрузка в среднем составляет 1,6 ставки. То есть, получается, что в неделю педагог трудится от 27 до 30 часов. А это уже кризисное состояние образования, потому что качественно работать учитель может не более 22-24 часов в неделю. Это подтвердили физиологи. А дальше качество обучения детей начинает резко падать. Учитель уже не сможет дойти до каждого ученика. Хотя и предел в 24 часа сможет выдержать только физически здоровый педагог. Особенно сложно сельским учителям, которым зачастую приходится в один день вести уроки для учеников разных классов с 5 по 11, и даже  по разным предметам. То есть, колоссально увеличивается нагрузка при подготовке к занятиям.

В связи с этим я и задал свой вопрос Президенту. Нельзя ли объявить «тишину»  хотя бы лет на пять в реформировании. Я сказал о том, что количество произошедших изменений нужно усвоить и овладеть новыми навыками. И когда он меня спросил, что имеется в виду, я ответил, что каждый год появляется что-то новое, которое заставляет вновь искать пути решения и средства реализации. Поэтому я выразился, может быть, не слишком интеллигентно, но, по сути, верно, сказав, что мы не можем проглотить новый кусок, когда рот занят ещё не разжёванным.  И я здесь высказал реплику такого порядка: а если еще через каждые три – четыре года менять учебники, то это будет крах образования.

Затем я высказал благодарность Владимиру Владимировичу в связи с разработкой историко-культурной  концепции учебника по истории России.

 Я много лет уже участвую в различных совещаниях по теме формирования учебника истории России. Была большая волна мнений по созданию альтернативных учебников по истории якобы для свободы выбора учителю. А это невольно приводило к тому, что у нас могло получиться несколько Россий.

- А ее сейчас нет у педагогов?

 Есть, конечно.  Даже в Советские времена свобода выбора всегда была у педагога. Учитель мог использовать на уроках информацию из любых других источников, дополняя учебник. Конечно, есть «белые пятна» в истории: мы можем не знать конкретных людей, деталей, но конечный результат чаще всего  виден. Возьмем, например, Бородинское сражение. На Западе его считают победой Наполеона. Вполне правильно. Но с другой стороны: достиг ли он результата, которого хотел? Ведь в итоге Наполеону разгромить русскую армию не удалось. Значит, его победа была иллюзорной. В итоге армия Кутузова отступила и заняла позиции за Москвой под Тарутино. Тогда он понял, что проиграл войну. Это и нужно дать ученику. Пусть ребенок сам оценит, кто проиграл, а кто выиграл. Гений или злодей та или иная историческая личность должен решить ребенок, а не навязывать ему извне. Таким образом, произошла подмена понятий: свобода выбора должна быть предоставлена не учителю, ученику, который может участвовать в дискуссии на основе различных мнений, представленных в одном учебнике, что позволит ему самому сформулировать свою позицию.

- То есть, главное все же научить ребенка мыслить, делать какие-то выводы…

Да. Ученикам нужно давать несколько точек зрения, чтобы организовать в классе дискуссии. Тем более, что сегодня ученики более информированы и зачастую сами вносят что-то новое в учебный процесс. Созданная историко-культурная концепция истории, на основе которой может быть написано несколько учебников, уже даст возможность воспитывать патриотов. Одновременно создаётся единое педагогическое пространство, не мешая детям при переездах учиться в другой школе. Меня всегда беспокоило, что появлялись учебники по истории, в которых акцент делался на ошибках политических деятелей и полководцев, которым современные историки давали больше возможностей для принятия «правильных» решений, чем они на самом деле тогда располагали.

 Учебник должен больше говорить о героическом. Не случайно есть поговорка: «скажи человеку 100 раз свинья, он и захрюкает». Поэтому надо чаще говорить о том, что возвышает нашу страну, показывает подвиги людей. Не обязательно совершать подвиг Матросова, но внутренне нужно быть готовым к защите Родины.

«БАЛЛАДА ОБ УЛЬЯНОВСКОЙ ОБЛАСТИ»  ПОНРАВИЛАСЬ УЧАСТНИКАМ ФОРУМА

- В рамках Форума ОНФ была представлена очень интересная выставка. Что понравилось нашим коллегам из регионов и лично вам?

Яркой, запоминающейся и насыщенной была, в том числе, и наша экспозиция. Многим понравилась книга «Баллада об Ульяновской области». Очень много на стендах было представлено материалов по подготовке к 70-леию Победы, которое мы будем отмечать в следующем году, особенно, на стендах территорий, которые были оккупированы врагом. Например, Смоленской области. Несколько плакатов и брошюр я привез в Ульяновск.

СКОЛЬКО ДОЛЖЕН ДЛИТЬСЯ УРОК

- Еще одна тема, которая была поднята вами, касалась вопроса: сколько должен длиться урок?

Да, я поднимал этот вопрос во время обсуждения на дискуссионной площадке и спрашивал напрямую у многих: есть ли медицинское заключение по 45-минутному уроку. Ответ я получил только в виде одной байки. Каменский ввел 45-минутный урок, потому что месса в костёле шла 45 минут. Но сегодня все физиологи утверждают, что на 29-30 минуте у детей начинается общая усталость от умственной деятельности. Следовательно, остальные 15 минут мы ведем борьбу с устающим учеником. Поэтому в нашей гимназии №44 модульный урок построен из 3 модулей продолжительностью по 30 минут, а потом мы отпускаем ребят на перемену. В день у детей лишь 3 урока.

- Насколько продуктивной вы считаете двухдневную работу на Форуме ОНФ?

Очень продуктивной и важной. Президент по некоторым нашим вопросам и предложениям давал конкретные поручения для рассмотрения проблем и предложений. Уверен, эта встреча окажет влияние на коррекцию реформирования образования с точки зрения повышения его качества уже в ближайшее время.

- Спасибо вам за интересный и откровенный разговор.

Ольга Коваленкова, координатор по работе со СМИ Ульяновского ОНФ. 

комментарии (0)

Есть интересная новость? Присылайте нам на почту

подписка на газету