Главная - Благоустройство - Российские дорожники осваивают новые материалы

Российские дорожники осваивают новые материалы

5 августа 2020

НАЦПРОЕКТ
«РОСДОРНИИ» совместно с Ассоциацией «Р.О.С.АСФАЛЬТ» и АНО НИИ ТСК познакомил специалистов отрасли с теорией и практикой применения новых стандартов на асфальтобетонные смеси

Одним из главных событий российской дорожной отрасли в 2020 году стало принятие двух новых национальных стандартов, устанавливающих требования к проектированию, составу и контролю качества асфальтобетонных смесей: ГОСТ Р 58406.1-2020 и ГОСТ Р 58406.2-2020. Оба стандарта введены в действие в июне 2020 года. 30 июля на базе сформированного при ФАУ «РОСДОРНИИ» Общеотраслевого центра компетенций (ОЦК) дорожной отрасли состоялся вебинар, посвящённый практике и опыту применения новых стандартов в дорожном строительстве в рамках реализации национального проекта «Безопасные и качественные автомобильные дороги» (НП «БКАД»).

Докладчиками на вебинаре, вызвавшем широкий интерес в отраслевом сообществе и собравшем порядка 200 участников, выступили эксперты института, а также руководители и специалисты ведущих предприятий отрасли: АНО «НИИ ТСК» (разработчик стандартов), ФКУ «Поволжуправтодор», ОАО «АБЗ-1» и ООО «Газпромнефть-БМ». Онлайн-конференцию открыло приветственное обращение заместителя руководителя Федерального дорожного агентства Евгения Носова, который поздравил коллег со столь значимым для отрасли событием и отметил важность реформирования устаревшей нормативной базы для развития российской дорожной сети и реализации НП «БКАД».

Так же с приветственным обращением к участникам выступил президент Ассоциации «Р.О.С.АСФАЛЬТ» Николай Быстров. Он отметил, что принятые стандарты позволят поднять дорожное строительство в России на качественно новый уровень. Действовавшие ранее нормативы на асфальтобетонные смеси фактически повторяли требования стандартов 1949 года, давно потерявших актуальность и не соответствующих реалиям эксплуатации современных автодорог.

Новые технические условия адаптируют для применения в России два получивших наибольшее распространение в мировой практике подхода к проектированию и производству асфальтобетонных смесей: североамериканскую систему Superpave и европейский опыт в этой области. Обе методики позволяют существенно повысить сроки межремонтной эксплуатации дорожного полотна и его стойкость к динамическим нагрузкам различного типа. При этом Федеральное дорожное агентство не регламентирует использование той или иной технологии и оставляет этот вопрос на усмотрение заказчиков дорожного строительства, делегируя им свободу выбора наилучшего решения в условиях конкретного региона.

Доклад заместителя генерального директора АНО «НИИ ТСК» Кирилла Жданова был посвящён подробному разбору основных положений ГОСТ Р 58406.1 и ГОСТ Р 58406.2 и их применению на практике, в том числе при проектировании, подборе состава и испытаниях асфальтобетона. Также эксперт рассказал об эволюции отечественных стандартов в этой области и на конкретных примерах проиллюстрировал преимущества современного подхода.

Главный инженер ФКУ «Поволжуправтодор» Баянслу Искиндирова поделилась с коллегами из российских регионов практическим опытом внедрения новых стандартов и методов испытаний асфальтобетонных смесей, рассказала о применении современного лабораторного оборудования, организации взаимодействия с поставщиками сырья и подрядчиками, а также о результатах, которых удалось добиться организации благодаря использованию современных технологий дорожного строительства. Свой рассказ эксперт проиллюстрировала примерами работ на конкретных объектах, в том числе на 325-километровом участке автомобильной дороги Р-228 «Сызрань – Саратов – Волгоград» вблизи границы с Республикой Казахстан и на участке автодороги М-4 «Дон» протяжённостью 224 км.

Особый интерес у слушателей вебинара вызвал доклад заместителя директора по качеству ОАО «АБЗ-1» Натальи Майдановой. Она рассказала об истории внедрения в СЗФО передовых практик дорожного строительства, включая широко применяемый на предприятии метод объёмного проектирования асфальтобетонных смесей, и о накопленном в результате практическом внедренческом опыте. Как отметила эксперт, главными критериями успеха в деле реформирования дорожной отрасли являются внимание к деталям и неукоснительное соблюдение технологических требований даже в мелочах. Следование этим принципам позволило предприятию добиться высоких результатов.

Кроме того, специалист детально осветила практические аспекты проектирования асфальтобетонных смесей и их адаптации в условиях производства и сырьевой базы конкретных асфальтобетонных заводов. Доклад вызвал настолько живой интерес аудитории, что ответы на её вопросы было предложено вынести за рамки вебинара.

Выступление генерального директора компании «Газпромнефть-БМ» Дмитрия Орлова было посвящено состоянию и перспективам развития российского битумного рынка, а также различным аспектам взаимодействия с дорожной отраслью. Так, в 2019 году рынок нефтяного битума вырос на 8 %, а объёмы производства достигли 6,8 млн тонн. Ещё более значительный рост – 13 % – показал рынок полимерно-битумных вяжущих материалов. Всё это во многом объясняется нарастающими темпами реформирования дорожной отрасли и реализации нацпроекта «БКАД».

Как отметил эксперт, одним из наиболее перспективных направлений является применение битумных вяжущих по классификации PG с расчетом диапазона температур эксплуатации. Развивая это направление, битумный оператор «Газпром нефти» последовательно наращивает производство вяжущих по новым стандартам и работает над созданием других востребованных продуктов и решений для федеральных, региональных и муниципальных заказчиков.

Завершил вебинар доклад начальника управления лабораторного обеспечения деятельности ОЦК ФАУ «РОСДОРНИИ» Сергея Стука. Специалист рассказал о современных приборах и методах качественного контроля состава и свойств асфальтобетонных смесей, соответствующих ГОСТ Р 58406.1 и ГОСТ Р 58406.2, а также дал рекомендации по оснащению испытательных лабораторий необходимым оборудованием. Напомним, на базе ФАУ «РОСДОРНИИ» создан лабораторный комплекс, способный проводить самый широкий спектр испытаний дорожно-строительных материалов. По обращению участников дорожной деятельности эксперты могут провести исследование характеристик битумного вяжущего. 

комментарии (0)

Есть интересная новость? Присылайте нам на почту

подписка на газету