Архив новостей
понвтрсрдчетпятсубвск
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930     
       
Фотогалерея
 
Главная - Кроме того - Святые источники Ульяновской области: как языческий родник стал памятью о расстрелянном священнике

Святые источники Ульяновской области: как языческий родник стал памятью о расстрелянном священнике

20 марта 2020

Кивать - село во многом уникально тем, что именно здесь возрождаются народные мордовские традиции, а именно традиции эрзя. Эта народность, наверное, самая древняя на территории нашей области, хотя и не самая многочисленная. Селились эрзя, как правило, среди лесов и занимались сельским хозяйством, сбором ягод, грибов, бортничеством. Именно село Кивать в Кузоватовском районе стало одним из крупных центров эрзяшной культуры.

Парк «Этническая деревня» расположен у горы на окраине села. Здесь находятся и старинные дома, и танцевальные площадки, и языческое капище и святой источник. Этот святой источник назван в честь Новомученников и Исповедников Церкви Русской. А часовня была построена в 2000 году.

Но история этого родника невероятно интересная. Дело в том, что местная мордва долгое время была язычниками и устроила на горе у родника керемет (языческое святилище для проведения ритуалов). И источник всегда считался святым языческим местом. Несмотря на то что вскоре пришли православные священники и многих местных жителей крестили, старинное языческое место оставалось главным для села.

Не спасал ситуацию ни построенный храм в честь Казанской Божией Матери, ни нередко привозимые святые мощи и чудотворные иконы. О сложном отношении к православию мордвы писал настоятель Казанской церкви села Кивать протоиерей Александр Ираклиевич Жемчужников:

«Духа христианской религии почти никто из прихожан не понимает, несмотря на то что мною принимаются все меры; во все посты ведутся внебогослужебные беседы. (...) Вся религиозность их сводится к исполнению христианских обрядов и необходимых таинств». За многолетнее служение в храме Жемчужников отметил, что люди чаще приходят в церковь молиться либо в период эпидемий, либо в голодные годы, а когда хороший урожай и все здоровы – храм пустеет. «Гром не грянет, мужик не перекрестится», – с грустью пишет он.

Вскоре грянула Октябрьская революция. Советская власть разогнала православную общину, впрочем как и языческую. Храм был закрыт для жителей на долгие десятилетия. Уважаемый местный батюшка протоиерей Александр Ираклиевич Жемчужников был расстрелян в 1937 г.

Но во времена перестройки люди вспомнили про свои православные корни и вскоре открыли церковь, а на роднике создали часовенку и купель. Памятуя о расстрелянном коммунистами местном священнике, и родник решили освятить в честь Новомученников и Исповедников Церкви Русской. Чуть позже соседний родничок был освящен в честь Казанской иконы Божией Матери (по названию местного храма). Так в этническом селе Кивать появился православный родниковый центр, где каждый может окунуться и попить свежей и вкусной водицы. 

Дмитрий Илюшин
Улправда

комментарии (0)

Есть интересная новость? Присылайте нам на почту

подписка на газету