НОПРИЗ опубликовал проект концепции развития строительной отрасли до 2030 года
На официальном сайте НОПРИЗ опубликован еще один интересный документ, касающийся перспектив строительной отрасли и ее саморегулирования. Речь идет о концепции инновационного развития до 2030 года, подготовленной специалистами Нацобъединения в рамках поручения Минстроя. Соответствующее решение, в свою очередь, на уровне Минстроя принято 04.03.2014 года в исполнение инициативы Совета по модернизации и инноразвитию России при Президенте. В настоящий момент концепция передана на обсуждение профессионального сообщества, а обратную связь по данному документу Аппарат НОПРИЗ будет собирать до 15.09.2015 года.
По мнению экспертов Нацобъединения, положенному в основу концепции, контрольные и административные функции государства в отношении строительной отрасли следует оптимизировать и в максимально возможной степени делегировать саморегулированию.
Актуальная статистика строительной отрасли и ее саморегулирования
По статистике, которую приводит НОПРИЗ, по состоянию на начало 2014 года в РФ вели деятельность 218 000 строительных компаний, из которых больше половины - 121 000, - состояли в саморегулируемых организациях. Всего на 01.07.2015 года в госреестре СРО представлено 511 партнерств, из которых 277 - в области строительства, 194 - проектирования и 40 - инженерных изысканий. Общая сумма компфондов всех СРО на сегодняшний день превысила 70 миллиардов рублей.
Проблемы и перспективы саморегулирования в России
По мнению создателей концепции, ряд функций на нынешнем этапе развития саморегулируемые организации реализуют не в полной мере, но, в то же время, в некоторых аспектах их компетенции ограничены законодательством. Так, например, избыточные барьеры существуют в части применения мер воздействия и исключения членов из состава СРО.
К числу других проблем авторы проекта отнесли формальный характер исполнения функций по повышению квалификации и контролю образования, а также отсутствие саморегулирования в некоторых важных направлениях деятельности, которые оказывают влияние на безопасность зданий и сооружений. К таковым отнесли, например, ландшафтное строительство, градостроительное зонирование, освоение территорий посредством малоэтажного строительства, планирование освоения территорий и т.д.
В соответствии с разработанной концепцией до 2030 года предполагается достичь двукратного роста производительности труда в строительстве и повысить средний индекс качества работ до европейского уровня. Добиться этого разработчики планируют в том числе за счет снижения административных ограничений, а также повышения эффективности взаимодействия между бизнесом и властными структурами.
Потенциал саморегулирования пока не раскрыт полностью
В своей работе авторы новой концепции исходят из убеждения о том, что потенциал саморегулирования в России до сих пор не используется в полной мере. Так, в частности, в действующем законодательстве не соблюден баланс прав, интересов и обязанностей СРО. Тем не менее, даже на этом этапе развития услуги СРО оказываются более эффективными, чем государственное управление и государственный контроль. Именно по этой причине на самоуправление, саморегулирование и самофинансирование в будущем планируется перевести и типично государственные структуры - органы по разработке техстандартов и техрегулированию, ключевые образовательные учреждения, систему повышения квалификации, научную сферу и т.д.
Задачи развития саморегулирования до 2030 года
В этом контексте вполне закономерными оказываются основные задачи концепции, которые фиксируют ее разработчики:
- дальнейшее развитие саморегулирования в строительной отрасли;
- повышение ответственности участников рынка перед обществом и потребителями, эффективное применение механизмов обеспечения, заложенных в системе саморегулирования;
- делегирование саморегулируемым организациям более широкого перечня функций помимо проведения проверок СРО;
- внедрение обязательного членства в СРО в смежных сферах деятельности: техэкспертизе, комплексной малоэтажной застройке, заказе строительных услуг и пр.;
- создание эффективной системы аттестации и оценки квалификации специалистов для контроля их допуска на рынок.