Главная - Блоги - Экономика - НОПРИЗ опубликовал проект концепции развития строительной отрасли до 2030 года

НОПРИЗ опубликовал проект концепции развития строительной отрасли до 2030 года

Экономика

На официальном сайте НОПРИЗ опубликован еще один интересный документ, касающийся перспектив строительной отрасли и ее саморегулирования. Речь идет о концепции инновационного развития до 2030 года, подготовленной специалистами Нацобъединения в рамках поручения Минстроя. Соответствующее решение, в свою очередь, на уровне Минстроя принято 04.03.2014 года в исполнение инициативы Совета по модернизации и инноразвитию России при Президенте.  В настоящий момент концепция передана на обсуждение профессионального сообщества, а обратную связь по данному документу Аппарат НОПРИЗ будет собирать до 15.09.2015 года.

По мнению экспертов Нацобъединения, положенному в основу концепции, контрольные и административные функции государства в отношении строительной отрасли следует оптимизировать и в максимально возможной степени делегировать саморегулированию.

Актуальная статистика строительной отрасли и ее саморегулирования

По статистике, которую приводит НОПРИЗ, по состоянию на начало 2014 года в РФ вели деятельность 218 000 строительных компаний, из которых больше половины - 121 000, - состояли в саморегулируемых организациях. Всего на 01.07.2015 года в госреестре СРО представлено 511 партнерств, из которых 277 - в области строительства, 194 - проектирования и 40 - инженерных изысканий. Общая сумма компфондов всех СРО на сегодняшний день превысила 70 миллиардов рублей.

Проблемы и перспективы саморегулирования в России

По мнению создателей концепции, ряд функций на нынешнем этапе развития саморегулируемые организации реализуют не в полной мере, но, в то же время, в некоторых аспектах их компетенции ограничены законодательством. Так, например, избыточные барьеры существуют в части применения мер воздействия и исключения членов из состава СРО.

К числу других проблем авторы проекта отнесли формальный характер исполнения функций по повышению квалификации и контролю образования, а также отсутствие саморегулирования в некоторых важных направлениях деятельности, которые оказывают влияние на безопасность зданий и сооружений. К таковым отнесли, например, ландшафтное строительство, градостроительное зонирование, освоение территорий посредством малоэтажного строительства, планирование освоения территорий и т.д.

В соответствии с разработанной концепцией до 2030 года предполагается достичь двукратного роста производительности труда в строительстве и повысить средний индекс качества работ до европейского уровня. Добиться этого разработчики планируют в том числе за счет снижения административных ограничений, а также повышения эффективности взаимодействия между бизнесом и властными структурами.

Потенциал саморегулирования пока не раскрыт полностью

В своей работе авторы новой концепции исходят из убеждения о том, что потенциал саморегулирования в России до сих пор не используется в полной мере. Так, в частности, в действующем законодательстве не соблюден баланс прав, интересов и обязанностей СРО. Тем не менее, даже на этом этапе развития услуги СРО оказываются более эффективными, чем государственное управление и государственный контроль. Именно по этой причине на самоуправление, саморегулирование и самофинансирование в будущем планируется перевести и типично государственные структуры - органы по разработке техстандартов и техрегулированию, ключевые образовательные учреждения, систему повышения квалификации, научную сферу и т.д.

Задачи развития саморегулирования до 2030 года

В этом контексте вполне закономерными оказываются основные задачи концепции, которые фиксируют ее разработчики:

  • дальнейшее развитие саморегулирования в строительной отрасли;
  • повышение ответственности участников рынка перед обществом и потребителями, эффективное применение механизмов обеспечения, заложенных в системе саморегулирования;
  • делегирование саморегулируемым организациям более широкого перечня функций помимо проведения проверок СРО;
  • внедрение обязательного членства в СРО в смежных сферах деятельности: техэкспертизе, комплексной малоэтажной застройке, заказе строительных услуг и пр.;
  • создание эффективной системы аттестации и оценки квалификации специалистов для контроля их допуска на рынок.

 

19.08.2015 Олег Чехонин
Интервью