Главная - Блоги - Экономика - СРО энергоаудиторов

СРО энергоаудиторов

Экономика

СРО энергоаудиторов

 Вопросы регулирования энергетики в современном мире имеют большое значение, поскольку от наличия энергоресурсов и возможности их эффективного использования зависит положение каждого отдельно взятого государства в мировой экономике.

В связи с этим, российские энергоресурсы нуждаются в государственном и негосударственном регулировании одновременно.

При отсутствии государственного регулирования энергетики существует реальная опасность потери позиций России в этой области на международном уровне, поскольку бесконтрольное расходование энергоресурсов может привести к их истощению и расхищению.

В то же время нельзя допускать, чтобы энергетическая отрасль развивалась в «административных тисках», так как бюрократические барьеры могут свести на нет все усилия специалистов – энергетиков.

В этих целях на государственном уровне было принято решение о проведении энергоаудита на обязательной (и в некоторых случаях на добровольной) основе для промышленных предприятий, зданий и сооружений.

Указанное решение вначале появилось в нормах закона об энергосбережении 1996 года (в настоящее время этот нормативно-правовой акт уже утратил силу), а затем нашло свое полное отражение и развитие в нормах фед. закона за номером 261, который был принят в 2009 году.

Саморегулирование энергоаудиторов

В результате появления энергоаудита и упрочения его позиций в энергетической отрасли возникла еще одна проблема, связанная уже непосредственно с регулированием деятельности энергоаудиторов. Эту проблема на законодательном уровне была разрешена следующим образом:

С принятием 261 – го фед. закона энергоаудиторов обязали создавать и вступать в энергоаудиторские СРО. То есть саморегулирование в этой отрасли стало обязательным.

В соответствии с нормами 26 –го фед. закона только участники энергоаудиторских СРО имеют право осуществлять различные энергетические обследования и по их окончанию выдавать энергопаспорта (подтверждающие документы о соответствии зданий, предприятий, сооружений нормам законодательства в энергетической отрасли).

Это означает, что энергопаспорта выданные аудиторами, не являющимися участниками энергоаудиторских СРО являются недействительными, а проведенные ими энергообследования - незаконными.

Таким образом, осуществлять энергоаудиторскую деятельность вне участия в СРО энергоаудиторов невозможно.

Кто может вступить в энергоаудиторскую СРО?

Согласно нормам 261- го фед. закона энергоаудит могут осуществлять:

  1. Физ. лица, являющиеся специалистами в области энергоаудита;
  2. Энергоаудиторы, зарегистрированные в качестве ИП.;
  3. Компании (юр. лица) осуществляющие энергоаудит как один из видов хоз. деятельности.

Соответственно, все перечисленные выше субъекты могут и должны для осуществления энергоаудиторской деятельности вступать в отраслевые СРО, если их профессиональный уровень, а также другие качества и показатели соответствуют требованиям, предъявляемым к кандидатам для вступления в энергоаудиторскую СРО.

Требования законодателя к энергоаудиторским СРО

Энергоаудиторские СРО также в свою очередь должны соответствовать определенным требованиям законодательства.

Чтобы зарегистрировать энергоаудиторскую СРО необходимо:

  1. Зарегистрировать некоммерческую организацию ( в аббревиатурном написании и далее по тексту – НКО), отвечающую всем требованиям Гражданского Кодекса и закону об НКО;
  2. Набрать минимальное количество участников для регистрации СРО. Здесь возможны следующие варианты:

А) не менее двадцати пяти энергоаудиторских компаний и/или ИП;

Б) сорок или более энергоаудиторов физ. лиц;

В) смешанный состав компаний и физ. лиц в количестве пятнадцати компаний или ИП + не менее десяти физ. лиц .

  1. Создать систему обеспечения имущественной ответственности участников  энергоаудиторской СРО перед своими потребителями и иными заинтересованными лицами (компенсационный фонд , а также, по желанию учредителей и систему страхования ответственности участников СРО).
  2. Разработать необходимые правила и актуальные стандарты проведения энергоаудита, необходимые для соблюдения всеми участниками будущей энергоаудиторской СРО;
  3.  Создать органы управления и контроля будущей СРО и выполнить иные требования законодательства о саморегулировании;
  4. Подать документы на госрегистрацию энергоаудиторской саморегулируемой организации в органы, осуществляющие такую регистрацию.
  5. Получить правоустанавливающие документы, подтверждающие внесение о энергоаудиторской СРО соответствующих сведений в специальный госреестр таких организаций. Здесь следует отметить, что согласно закону и нормативно-правовым актам российского Правительства госреестр энергоаудиторских СРО ведет Минэнерго. Это же министерство уполномочено в полном объеме контролировать деятельность энергоаудиторских СРО путем проведения плановых и внеплановых мероприятий по проверке их деятельности.
05.02.2015 Олег Чехонин
Интервью