Главная - Блоги - Экономика - Типы взаимоотношений начальника и подчиненного

Типы взаимоотношений начальника и подчиненного

Экономика

Взаимоотношения в рабочем коллективе – тема, волнующая очень многих. От того, как складываются отношения между руководителем и подчиненными, зависит не только психологическая атмосфера в коллективе, но и успешность деятельности всего предприятия в целом.  Американские психологи Блейк и Мутон предложили очень интересную классификацию, основой для которой служат всего лишь два параметра – внимание к человеку (степень учета интересов сотрудников) и внимание к производству (степень учета интересов дела).

В соответствии с ними было выделено пять основных типов взаимоотношений.  

1. Невмешательство. Такой тип характеризуется очень низким уровнем заботы руководства об интересах людей и производства. В такой ситуации руководитель больше заботится о сохранении своего места, и не стремится к серьезным достижениям. Развитие предприятия стоит на месте.  

2. Теплая компания. Руководство тратит все силы на создание в коллективе теплой и дружеской атмосферы, при этом совсем не уделяя внимания качеству выполняемой работы.Трудиться в таких условиях очень приятно, но абсолютно бесперспективно.  

3. Задача. Все внимание направлено лишь на решение производственных задач. Люди при таком подходе используются как автоматы, и отношение к ним соответственное.  

4. Золотая середина. Руководитель старается внимательно относиться к сотрудникам, но одновременно и не терпит небрежности в работе. Вся его деятельность направлена на то, чтобы найти оптимальное сочетание интересов дела с возможностями персонала.  

5. Команда. Самый лучший тип. Когда руководитель с одинаковым вниманием относится и к интересам дела, и к нуждам коллектива, а сотрудники заинтересованы в качестве результатов своего труда.   Данная классификация отражает лишь один аспект проблемы, и, разумеется, не является единственной.

Посмотреть на отношения руководителя и подчиненного несколько с другого ракурса предлагает еще одна классификация, предложенная американскими исследователями Херси и Бланчардом.   Их подход отличается от вышеприведенного тем, что рассматривает взаимодействие начальника и подчиненных, исходя из уровня профессиональной подготовки последних, который можно заказать в агентстве по подбору персонала МКЦ "Фаворит". По мере профессионального роста сотрудника, функция руководителя постепенно изменяется.  Здесь можно выделить четыре вида взаимоотношений:   

1. Управление. Когда исполнитель имеет недостаточно опыта для самостоятельного решения поставленной задачи, руководитель вынужден постоянно его инструктировать. Такая ситуация характеризуется достаточно низкой степенью доверия.  

2. Внушение. Мастерство сотрудника находится на среднем уровне, и он уже способен взять на себя часть ответственности за качество исполняемой работы. В этом случае, становится очень важным не только руководство, но и эмоциональная поддержка, позволяющая вселить в человека уверенность в своих силах.  

3. Участие. Такой тип руководства очень эффективен, когда уровень профессионализма исполнителя превышает средний уровень. Сотрудник способен совершенно самостоятельно выполнять весь объем работы и нуждается теперь не в руководстве, а в психологической поддержке, выражающейся в совместном обсуждении проблем и принятии решений.  

4. Делегирование. Когда сотрудник достигает высокого уровня мастерства, руководитель уже может передать ему часть своих полномочий. В этом случае уже не требуется, ни управление, ни моральная поддержка. Сотрудник и подчиненный могут работать на равных и такие отношения характеризуются высокой степенью их доверия друг к другу.  Несмотря на попытки разностороннего исследования проблемы, найти универсальную систему отношений между руководителем и подчиненным теоретическим путем невозможно, каждый случай уникален. Однако понимания общих принципов может оказаться достаточно, для того, чтобы выявить основные ошибки управления, и, устранив их, существенно улучшить рабочую атмосферу в коллективе. 

По материалам с сайта - http://www.favjob.ru/

16.02.2015 Олег Чехонин
Интервью