Главная - Блоги - Hi-Tech и интернет - 37% процентов россиян не пользуются интернетом

37% процентов россиян не пользуются интернетом

Hi-Tech и интернет

Не смотря ни на что, в России растёт количество интернет-пользователей. Таков один из итогов опроса проведённого Фондом Общественного Мнения (ФОМ). Опрос на предмет динамики проникновения интернета в России проводился в 100 городах и менее крупных населённых пунктах РФ. Участие в нём приняли 1500 человек в возрасте от 18-ти до 65-ти лет. 

По данным опроса, 37% населения России совсем не пользуются интернетом. Выяснилось, также, что 8% респондентов готовы пользоваться Всемирной Сетью, но лишены этой возможности. А вот 21% опрошенных не имеют, как возможности, так и желания стать интернет-пользователями. Возраст 55% респондентов в этой группе свыше 60-ти лет, чем и объясняется отсутствие потребности в интернете.

Интересна регулярность посещения интернета: 82% опрошенных заходили в Сеть на протяжении последних суток, 14% посещают интернет не более одного раза в неделю, а 4% респондентов только раз в месяц. Суточная аудитория составляет 58,3 млн. человек, а недельная – 68 млн. человек. По результатам исследования ФОМ, половина жителей России являются активными юзерами –  70,7 млн. человек в месяц. Большая часть пользователей приходится на Центральный регион  – 20,3 млн. человек (29%).

Данные по остальным регионам таковы:

  • Приволжский – 13,6 млн. человек (19%)
  • Сибирский – 10,1 млн. человек (14%)
  • Северо-Кавказский и Южный – 10.0 млн. человек (14%)
  • Северо-Западный – 7,5 млн. человек (11%)
  • Уральский – 6,2 млн. человек (9%)
  • Дальневосточный – 3,0 млн. человек (4%)

Отмечено небольшое повышение темпов проникновения интернета и роста интереса компаний и предпринимателей к услугам по созданию и продвижению сайтов в сравнении с 2013 годом. Ниже приведены данные увеличения количества пользователей за прошлый год.

Суточная аудитория:

  • Начало 2013 г., весна – 66 млн. человек
  • Конец 2013 г., зима – 68,7 млн. человек
  • Недельная аудитория:
  • Весна – 62,9 млн. человек
  • Зима – 65,9 млн. человек
  • Месячная аудитория:
  • Весна – 52,1 млн. человек
  • Зима – 56,3 млн. человек

Ещё одним итогом исследования ФОМ, стали данные о проникновении интернета в различных городах. Выявился рост динамики в городах с миллионным и городах с полумиллионным населением.

Принимая во внимание эти сведения, приведём результаты ещё одного исследования. В начале июня компания 2ГИС проводила работу по анализу  наличия или отсутствия у отечественных компаний корпоративных сайтов. В результате, по этим критериям  был составлен  рейтинг, где первыми стали компании меньше остальных занимающиеся своим продвижением в интернет-сфере.  Лидирующие позиции заняли региональные компании из  Астрахани, Набережных Челнов, Липецка и других городов. Почти в каждом из них проживает чуть более полумиллиона человек. За исключением Калининграда с населением в 441 376 человек, Барнаула (632 848), Тольятти (718 127) и Ульяновска (616 672). Вспомнив данные исследования ФОМ, видно, что в этих городах количество рядовых интернет-пользователей возрастает. 

Фонд Общественного Мнения уже не раз проводил подобные исследования интернета в России. Кроме того, ФОМ организовывал исследования различного рода аспектов связанных с интернетом. Анализировалась безопасность детей в сети, легальность контента, дистанционное образование, интернет-зависимость и другие стороны взаимодействия интернета с пользователями.

Аналитик ИК «ФИНАМ» Анна Зайцева ответила на вопросы по результатам исследования. Нас заинтересовал  тот 21% жителей России, что не желают пользоваться Всемирной Паутиной. Даже если учесть, что большую часть этой группы (55%) составляют люди пожилые, остаются ещё 45%. Почему же эти 45% не хотят примкнуть к рядам юзеров?

В своём ответе аналитик пояснила, что в России, кроме цифрового разрыва между бедными и богатыми и между молодыми и пожилыми, существует такое препятствие, как удалённость некоторых регионов. В результате, тех, кто не пользуется Сетью, можно разбить на три категории: бедные, пожилые и удалённые. Бедные и пожилые люди очень часто одиноки и рядом нет никого, кто научил бы их пользоваться интернетом.

Остальные 45%, по словам аналитика, это тоже люди уже немолодые, предпенсионного возраста.

Следующий вопрос касался той категории людей, что не хотят пользоваться интернетом, даже если он доступен. А также тех, кто хотел бы пользоваться Всемирной Сетью, но не имеет возможности. Почему так происходит?
По мнению Анны Зайцевой, к первой категории относятся те, кто, возможно, маскирует за отсутствием желания отсутствие возможностей. На самом деле, когда цены на какие-то услуги идут на снижение, то число «не желающих» пользоваться этими услугами неожиданно тоже идёт на спад. Это применимо и к доступу к Интернету. А вот те, кто говорят, что не имеют возможности, обычно не лгут. 

Также у Анны спросили, когда данные изменятся, и в каком направлении?
Аналитик выразила уверенность в репутации организации, проведшей опрос, и в том, что данные будут меняться вслед за изменением реалий. Сейчас на увеличение проникновения Интернета влияет происходящая смена поколений и данные опросов будут это выявлять. Анна Зайцева с сожалением отметила сокращение проведения подобных опросов, в виду отсутствия коммерческого спроса.

Главный вопрос был задан в конце. Почему же 37% россиян игнорируют интернет?
Аналитик пояснила коротко: для бедных – очень дорого, для пожилых – очень сложно, для удалённых – и дорого и сложно.

01.08.2014 Женя Святкин
Интервью