Приказ общественного призрения Екатерины II
Реформа 1775 года, предпринятая императрицей Екатериной II, вводила двухуровневую систему административного деления страны: губернии и уезды. В каждой из пятидесяти губерний учреждался новый орган — приказ общественного призрения.
На них была возложена обязанность устройства и содержания воспитательных и сиротских домов, городских начальных школ, богаделен и т.п. При этом приказы общественного призрения были только в городах, а устройство и содержание больниц в селах было целиком отдано на усмотрение помещиков.
Доходы приказов, помимо выплаты из государственной казны 15 тыс. рублей пополнялись также различными «случайными» и хозяйственными доходами, к которым относились частные пожертвования, доходы от принадлежащих приказам аптек и т.д.
Средства приказов этим не ограничивались. Приказы пользовались «монаршим расположением»: в 1785 г. Екатерина II распорядилась отчислять в их пользу средства из городских бюджетов, им было разрешено принимать суммы, «уступаемые за ходатайство по векселям и прочим претензиям».
В распоряжение приказов поступали подаяния из церковных кружек, комиссионные деньги от продажи игральных карт, деньги, вносимые при взятии дел на апелляции, различные «пенные» и штрафные сборы, налагаемые на «непослушных и строптивых».
В Указе Екатерины II от 7 июня 1785 г. «Об умножении больниц и богаделен, о заведении по всем частям города народных школ и одного народного училища...» Московскому приказу общественного призрения предлагалось заняться предпринимательской деятельностью в целях увеличения доходов и употребления их на больничные и тому подобные нужды.
Приказу рекомендовалось завести в Преображенской слободе «кирпичный завод для умножения своих доходов на пользу общую... Дабы приказ общественного призрения был в состоянии сооружать нужные на том месте здания... жалуем ему собранные от аукционной продажи деньги... 15 922 рубля...», — говорилось в этом документе.
Некоторым приказам уже в конце XVIII в. удалось достичь заметных результатов. Так, астраханский приказ в 1798 г. уже имел богадельню на 100 мест, больницу на 60 коек с отдельным корпусом для «прилипчивых болезней», «для больных, одержимых болезнями с ранами», «дом для неизлечимых больных» с отделением для больных лепрой, сумасшедший дом на семь коек, родильный дом с жильем для повивальной бабки, «сиропитательный дом» для подкидышей. Все эти учреждения размещались в специально построенных за городом двух каменных и четырех деревянных корпусах.
Основным источником доходов приказов общественного призрения уже в начале XIX в. станет кредитная деятельность, всячески поощряемая правительством.