Как выбрать трансмиссионное масло
Любой механизм для безотказной работы и повышения срока своей эксплуатации нуждается в смазке. Так, например, в шестеренчатых передачах главной проблемной зоной является зона контакта зубьев. Как только оттуда исчезает масло, повреждения, а значит, и скорая поломка, неизбежны.
Трансмиссионное масло должно обладать достаточной вязкостью, чтобы масляная пленка надежно держалась в зоне зацепления. Чем сильнее выражено это свойство, тем прочнее будет пленка. Однако увеличение вязкости имеет и обратную сторону: сокращается температурный диапазон эксплуатации.
Для того чтобы создать оптимальную вязкость с сохранением широкого температурного диапазона, используются противозадирные присадки. Их присутствие в составе трансмиссионного масла делает работу шестерней более плавной даже при максимальных нагрузках. Уменьшение толщины пленки, покрывающей поверхность зубьев, не приводит в процессе трения к свариванию поверхностей и вырыванию из них частиц металла.
Недостатком химических соединений, из которых образуются присадки, является их высокая химическая активность. Они агрессивны по отношению к цветным металлам, а в устройствах для переключения передач используются бронзовые и латунные синхронизаторы. Применение присадок повышает срок службы шестерен, но приводит к поломке синхронизаторов. Поэтому при подборе оптимального пакета присадок приходится искать компромисс между этими взаимоисключающими свойствами.
В переднеприводных моделях отечественных легковых автомобилей ВАЗ применяется трансмиссионное масло GL-4, в машинах других российских производителей - GL-5. Различие между классами масел GL-5 и GL-4 является принципиальным, и они не могут использоваться одно вместо другого. Однако производится и универсальное трансмиссионное масло — GL-4/5. Для автомобилей зарубежного производства тип масла приходится в каждом отдельном случае уточнять в руководстве по эксплуатации.
В регионах с теплым климатом нужно использовать масла с индексом вязкости выше 140. Для средней полосы хорошо подходят масла с индексом 90. К разряду универсальных относится масло 80W-90, a марка 75W-90 годится для эксплуатации в сильные морозы. В автомобилях, собранных на ВАЗе, следует избегать масел с высоким индексом вязкости, так как они по этой причине могут не попасть к узлам трансмиссии.
По своим свойствам синтетические масла превосходят минеральные, но стоят значительно дороже.