Вагоны: прошлое и настоящее
На поезде хотя бы раз в жизни обязательно путешествовал каждый человек. При этом практически никто не задумывается, что же представляют собой железнодорожные вагоны. А между тем вагон относится к транспортным несамоходным средствам, он может двигать либо по рельсам, либо по другим путям (к примеру, по маглев-колее). Чаще всего, вагон управляется локомотивом, хотя существуют специальные секционные вагоны дизельных и электропоездов – такие поезда могут эксплуатироваться без использования локомотива. Предшественником современных вагонов были небольшие тележки, которые передвигались в шахтах и в горных выработках по рельсам, созданным из древесины.
В настоящее время вагоны могут перевозить не только грузы, но и пассажиров, а для этого они должны быть оборудованы всем необходимым для того, чтобы людям в нем было комфортно. Вагоны создаются на специальных вагоностроительных заводах.
Вагонетки на территории России впервые были запущены в 1764 году на Алтае в качестве рудничного оборудования, использовались они и для внутризаводских нужд, передвигаясь по рельсам. Через 24 года вагонетки появились в Петрозаводске на Александровском предприятии, а в 1834 году по Нижнетагильским железнодорожным путям отправился состав на паровой тяге.
Подвижной железнодорожный состав существовал и в Царском Селе – он был создан английскими мастерами. В 1846 году на Александровском заводе начали изготовляться первые российские вагоны, которые позже запускались по маршруту между Санкт-Петербургом и Москвой.
Вагоны могут быть монорельсовыми, железнодорожными, VAL/NeoVAL, маглев-вагонами, хоппер цементовоз. Разница в железнодорожных вагонах может заключаться в количестве осей (колесных пар). Различают вагоны с 4, 6, 8, 12, 16 и 20 осями. Кроме этого, вагоны могут различаться по характеристикам ходовых элементов – существуют нетележечные и тележечные вагоны. К параметрам железнодорожного вагона относят нагрузку по осям, погонную нагрузку, тару грузоподъемность.
Сегодня российская железнодорожная инфраструктура представлена самыми различными вагонами: почтово-багажными, пассажирскими (сюда относится купе, СВ, плацкарт, местные вагоны), платформами, цистернами, рефрижераторами, транспортерами, авто- и лесовозами, раздаточными вагонами и так далее. Таким образом, вагонный парк необычайно широк и включает в себя множество наименований вагонов для различных нужд.